У одного простодушного человека был очень старый, тощий осел, который уже не мог работать. Но кормить его приходилось. И была у этого человека корова — толстая, красивая, дававшая много молока. Взмолился однажды человек:
— О господи! Возьми от меня этого осла; сделай так, чтобы он сдох! Пусть я не буду больше на него тратиться, а то надоело уж, право!
Наутро приходит бедняга в хлев и видит: чудесная его корова сдохла, а старый осел стоит живехонек. Очень он огорчился, поднял голову к небу и воскликнул:
— Эй, бог! Ты столько лет там наверху сидишь, всем управляешь, а до сих пор коровы от осла не можешь отличить! Я просил умертвить осла, а не корову!
***
Некий нищий безумец проходил с непокрытой головой через селение. Солнце палило невыносимо, и он взмолился:
— О господи! Прикрой мою бедную голову шапкой! Случайно какой-то мусорщик рылся как раз за забором в помойной яме. Услышал он эти слова, увидел среди мусора полусгнивший колпак и перебросил его лопатой через забор. Колпак шлепнулся безумцу на голову. Безумец снял с головы колпак, разглядел его и промолвил:
— О господи! Если уж у тебя не было шапки получше, возьми эту, надень ее на голову твоему архангелу Гавриилу, что ли, а мне от тебя ничего не надо!
***
Один человек стал мочиться и случайно повернулся как раз в сторону кыблы (Кыбла - направление на Мекку, куда должен поворачиваться лицом мусульманин при молитвы). На него закричали:
— Перестань, не смей, это запрещено шариатом (Шариат - совокупность мусульманских религиозных и правовых норм) ! Тогда он повернулся и стал мочиться в противоположную сторону. На него опять закричали, что мочиться спиной к кыбле, мол, тоже запрещено. Тогда он стал мочиться в сторону солнца. Ему сказали, что это хоть и не запрещено, но осуждается шариатом. Тогда он отчаялся, стал вертеться на месте и мочиться во все стороны.
***
Мулла Насреддин поднялся на минбар (Минбар — род кафедры, возвышение, с которого мусульманские проповедники обращаются к собравшимся. ) и стал произносить проповедь.
— Я воздаю хвалу творцу,— начал он,— который сотворил небо и землю за шесть месяцев.
— Мулла,— перебили его,— не месяцев, а дней.
— Я это знаю,— ответил он,— но побоялся, что народ не поверит.
***
Учитель спросил бестолкового ученика, которому было уже двадцать лет:
— Кто твой творец?
Ученик ответил после долгого раздумья:
- Меня сотворил мой отец.
Тогда учитель задал тот же вопрос пятилетнему ученику и получил ответ:
- Меня сотворил бог.
Учитель стал стыдить двадцатилетнего:
— Не стыдно тебе? Пятилетний мальчик знает, кто его сотворил, а ты нет, хотя тебе исполнилось двадцать.
— Прости меня, учитель,— ответил тот,— ведь этого мальчика сотворили совсем недавно, поэтому он помнит своего творца, а я был сотворен двадцать лет назад и уже успел забыть.
***
Один проповедник сказал однажды вовремя проповеди в мечети:
— Благие дела четырнадцати святых мужей равны благим делам всех остальных людей.
Присутствовавший при этом Бухлул воскликнул:
- Или весы неверные, или хозяин весов — мошенник, иначе разум не приемлет.
***
Большая толпа людей шла в поле, ведя с собой детей.
— Куда ведете детей? — спрашивает встречный.
— Да вот хотим, чтобы они вымолили дождь. Говорят, что Аллах прислушивается к детским молитвам.
— Если бы это было так,— сказал прохожий,— на
свете не осталось бы ни одного учителя.
***
Проповедник говорил в мечети:
— Не держите дома собак, и тогда ангел посетит ваш дом.
Ему возразили:
— Пусть ангел не придет, но зато и вор не влезет.
***
Проигравший картежник вернулся домой и пожаловался жене:
- Я играл тридцать шесть часов подряд, не спал и не
ел за это время.
— Ты и намаза не совершал тридцать шесть часов? —
спросила жена.
— Нет.
— Тогда нечего удивляться, что ты проиграл.
— Но ведь и тот, кто у меня выиграл, тоже не совершал намаза!
***
Еврею приснилось, что он поднялся нагору Синай и беседует с богом.
— О великий бог,—сказал еврей,—что значат для тебя сто тысяч лет?
— Одну минуту.
— О владыка,— снова спросил еврей,— что значат для тебя сто тысяч золотых монет?
— Медяк.
— Так подари же мне, о творец, один медяк,—взмолился еврей. И услышал божественный глас:
— Подожди одну минуту.
***
Проповедник читал на минбаре (Минбар - род кафедры, возвышение, с которого мусульманские проповедники обращаются к собравшимся):
— В раю растут гранаты с рубиновыми зернышками.
— Я не стану их есть, можно сломать зубы,— ответил стоявший у подножия минбара Маулана Кутбаддин.
***
Однажды плешивый игрок, у которого на голове не осталось ни одного волоса, проиграл все свое состояние. Пошел он по городу, богохульствуя. Мулла с безобразной внешностью увидел его и закричал:
- Эй, проклятый! Ты что богохульствуешь?
— Отстань от меня! — огрызнулся тот.— Может быть, ты защищаешь бога в благодарность за то, что он сотворил тебя таким красавцем?
- Я хоть и некрасив,— возразил мулла,— но Аллах даровал мне столько знаний, сколько у тебя волос на голове!
Плешивый снял с головы шапку и сказал:
— Что ты на это скажешь?
***
Безумец набросился с мечом на муллу и закричал:
- Я давно поклялся зарубить мечом муллу!
Ты ошибся,— возразил мулла,— клянусь душами пророков и всех святых, я неграмотный, я только числюсь муллой.
***
Некий шейх посоветовал казвинцу (Казвин - город между Тегераном и Рештом, расположен в плодородной местности. В фольклоре всегда выступает как город простаков, чудаков ):
- Впредь бороду не сбривай, мусульманину это недозволено.
- О шейх,— ответил казвинец,— у моего козла борода подлиннее твоей, но она не делает его мусульманином.
***
Шейх произносил проповедь:
- Если кто-либо вознамерится истратить динар на богоугодное дело, семьсот бесов начнут отговаривать его.
***
Один из слушателей сказал:
— Пойду, пожертвую один динар, посмотрю, как шайтаны будут отговаривать меня.
Явился он домой, взял в амбаре немного пшеницы и хотел раздать бедным. Но тут к нему подбежала жена и закричала:
- Куда ты несешь пшеницу в такой недородный год?
Наши дети останутся голодными!
Она столько наговорила, что он раскаялся и оставил пшеницу дома, а сам вернулся в мечеть. Его стали расспрашивать, и он ответил:
— Не знаю, что касается семисот шайтанов, но меня отговорила мать шайтана.
***
Проповедник читал с минбара:
— Если Аллах,— говорил он,— даровал человеку дочь, он тем самым открыл для него дверь в рай. Если даровал двух дочерей, то открыл две двери.
Тут один казвинец спросил его:
— Сколько дверей ведет в рай?
— Восемь.
— А у меня двенадцать дочерей. Куда же ведут остальные четыре двери?
- Они ведут в ад,— ответил проповедник.
***
Два дехканина пришли в город и стали слушать проповедника. В это время один из них заплакал навзрыд.
- Почему ты рыдаешь? — спросил его проповедник, прервав проповедь.
- У меня был вожак-козел,— ответил он,— он подох прошлой зимой. Я очень его любил. У него была борода точь-в-точь, как у вас. Вот я и вспомнил его.
Проповедник надулся и спросил второго:
— А ты почему плачешь?
— Я не пастух,— начал он в ответ,— я погонщик ослов. Моего осла задрал волк, и ваш голос напомнил мне рев моего осла.
***
Однажды имам (Имам — духовное лицо, руководящее молитвой верующих в мечети. У мусульман-шиитов имам — духовный глава.) мечети после начальной молитвы стал читать суру из Корана: «Воистину, мы ниспослали Ноя...» — произнес он, но дальше забыл текст и остановился. Тут поднялся бедуин и сказал:
— Если Ной не хочет спускаться, ниспошли другого, а нас отпусти.
***
Один человек пошел на базар купить коня. Встретился ему знакомый и спросил:
— Куда идешь?
|— На базар, купить коня.
— Добавь: «Если на то будет воля Аллаха».
— Деньги у меня в кармане, конь — на базаре. Зачем же добавлять «Если на то будет воля Аллаха»?
Но не успел он пройти и нескольких шагов, как у него вытащили кошелек с деньгами, и он вернулся домой ни с чем. Постучал в дверь.
- Кто это? — спросила жена.
— Я, если на то будет воля Аллаха. Я не купил, если на то будет воля Аллаха. У меня украли деньги, если на то будет воля Аллаха. Я вернулся домой, если на то будет воля Аллаха. Я твой муж, если на то будет воля Аллаха.
***
У дехканина была нива. Выпал град и побил всю его пшеницу. На следующий год дехканин посеял свеклу, но град снова побил его посевы. Тогда он поднял лицо к небу и проговорил:
- О великий Аллах! Ты добился своего: все посевы уничтожены. Теперь разве только ангелов пошлешь, чтобы они вырвали зубами остатки.
***
К халифу привели однажды человека, обвиняемого в ереси.
— Упаси Аллах! — вскричал тот на вопрос халифа.— Я никогда не был еретиком и не собираюсь им быть, я всегда вовремя совершаю намаз, соблюдаю пост, страшусь гнева Аллаха.
- Довольно! — закричал халиф.— Сейчас велю избить тебя плетьми, чтобы ты признался.
- Ну и дела! —вскричал несчастный.— Пророк избивал людей плетьми, чтобы обратить их в ислам, а ты хочешь побоями заставить меня быть еретиком.
Халиф рассмеялся и отпустил его.
***
Бедуин украл мешочек с мускусом, и его стали ругать:
- Если человек совершит кражу, то в день Страшного суда Аллах заставит его пройти долину Воскресения с украденным на шее.
- Это не так уж плохо,— сказал бедуин,— значит, у
меня будет легкий благоухающий груз.
***
Рассказывают, что однажды пошел очень сильный град. Случилось, что одна особенно крупная градина угодила в голову плешивого муллы и пребольно его стукнула. Тот со всех ног кинулся в дом, вбежал на кухню, схватил в руки пестик и закричал, обратив
лицо к небу:
- Коли ты мужчина, попробуй, пробей-ка голову пестику, разбивать голову мне — это не дело!
***
60. Один лур (Луры — одно из племен, населяющих Западный Иран), собиравший на продажу хворост, набрал вязанку терновника, взвалил его на спину и направился к своему становищу. Дорогой он устал, сбросил свой груз на землю, прислонился к нему и задумался. Жизнь показалась ему мрачной, он тяжело вздохнул и воскликнул:
- Господи, пошли мне или осла, или смерть!
Случилось так, что в это самое время большой камень сорвался со скалы и покатился в его сторону. Увидев это, лур испугался и закричал:
- Осла-то дать не можешь, а погибель — пожалуйста,
нате вам?!
***
Один ширазец (Шираз — главный город иранской провинции Фарс, расположенной на юго-западе Ирана) пил вино в мечети. Подошел служитель мечети и начал стыдить его. Ширазец взглянул на служителя — а тот был слепой и плешивый — и воскликнул:
— Дурак, бог ведь не оказал тебе особых милостей, что же ты так печешься о его доме?
***
Проповедник говорил с кафедры:
— Если написать в доме имена Адама и Евы — шайтан не войдет туда.
Тут перед кафедрой встал Талхак и сказал:
— Маулана, в раю, по соседству с богом, шайтан приблизился к Адаму и Еве и обманул их. Чем же помогут нам их имена в домах?
***
Какой-то проповедник говорил:
— Всякий раз, когда человек умирает пьяным, пьяным ложится в могилу,— он в день Страшного суда встанет из нее пьяным.
Хорасанец, стоявший тут же, воскликнул:
— Ей-богу, за бутылку такого вина не жалко отдать сто динаров!
***
64. Реец *, гилянец ** и казвинец отправились в хадж. Казвинец был бедняк, а реец и гилянец — богачи. Едва реец коснулся кольца Каабы ***, он воскликнул:
— Господи, в благодарность за то, что ты привел меня сюда, отпускаю двух своих рабов — Эмбара и Бунафия.
Когда гилянец взялся за кольцо, он сказал:
- В благодарность за это отпускаю Мубарака и Сангара.
А казвинец, дотронувшись до кольца, сказал:
— Господи, ты знаешь, у меня нет ни Эмбара, ни Сангара, ни Мубарака, ни Бунафия,— но в благодарность за это я тройною клятвой**** отпускаю от себя мать Фатимы.
(* - Рей — древний город в Северном Иране, ныне не существующий. Развалины Рея расположены недалеко от современного Тегерана — столицы Ирана.
** - Гилян — провинция Ирана, расположенная на побережье Каспийского моря.
*** - Кааба — старинный храм в Мекке, главная мусульманская святыня.
Тройная клятва — мусульманская формула развода. Казвинец, пародируя обещания своих товарищей, объявляет, что он в угоду богу разводится со своей женой, матерью его дочери Фатимы.)
***
Один лар присутствовал на проповеди. Проповедник говорил:
— Сират * тоньше волоса и острее меча, а в день Страшного суда всем надлежит пройти через него!
Лар встал и спросил:
— Маулана, а есть там перила или что-нибудь такое, чтобы держаться?
— Нет.
— Смеешься ты что ли? Да будь тут хоть птица — и та не пройдет!
(* - Сират — по мусульманским верованиям, мост, по которому души умерших будут переправляться в рай в день Страшного суда. Для грешников он будет тоньше волоса, а для праведников — широкой дорогой. )
***
Маулана Шараф ад-Дин Дамгани проходил мимо мечети. Видит, сторож бьет забежавшую в мечеть собаку, а собака воет. Маулана открыл дверь, собака выскочила, а сторож начал упрекать маулану.
— Друг, не сердись, ведь у собаки нет разума, поэтому она и зашла в мечеть. Разве ты не видишь: мы, разумные, никогда сюда не заходим,— ответил маулана.
***
Один бедуин отправился в хадж. Во время тавафа (Таваф — обряд ритуального хождения вокруг Каабы, который совершают паломники в Мекку.) у него украли дастар (Дастар — чалма; большой платок, который можно также повязывать как кушак). Он сказал:
- Господи, я пришел в твой дом в первый раз, и ты повелел, чтобы украли мой дастар. Если ты еще когда-нибудь увидишь меня здесь — прикажи, чтобы мне сломали шею!
***
Один шиит (Шиит — последователь шиизма, крупнейшего толка ислама) пришел к ахунду суннитского (Суннит — последователь суннизма, основного, ортодоксального толка ислама. Сунниты и шииты часто враждуют между собой) толка. Едва завидев его, он начал поносить и проклинать праведных халифов (Праведными халифами мусульмане считают четырех халифов, возглавлявших мусульманскую общину непосредственно после Мухаммеда,— Абу Бакра, Омара, Османа, Али). Суннит рассердился, раскричался, но шиит дал ему пять тысяч туманов (
Туман — денежная единица), и он умолк.
На другой день шиит явился снова и начал поносить халифов еще больше. Суннит разозлился, но шиит вновь уплатил ему, на этот раз две тысячи туманов, и он успокоился.
На третий день шиит опять пришел и пуще прежнего принялся ругаться. Когда ахунд вышел из себя, он дал ему десять шахи (Шахи — мелкая монета), и тот перестал возмущаться.
На четвертый день шиит пришел и сел, не говоря ни слова. Ахунд спросил его:
— Что же ты сегодня молчишь, ничего не скажешь?
— Сегодня у меня денег нет,— ответил противник суннитов.— Если разрешишь в долг — я поругаюсь.
***
Рассказывают, что во время битвы при Сафине (Сафин — небольшая деревня на Евфрате, где происходило сражение между сторонниками Али и Муавии в 657 г.) был один человек по имени Джузийа. В час еды он являлся к Муавии (Муавия — халиф (661—680), основатель Омейядской династии), в час молитвы следовал за Али ( Али — четвертый халиф из числа «праведных». Али особенно почитают мусульмане-шииты, считающие его своим первым имамом), а во время сражения валялся под финиковой пальмой. Его спросили о причинах такого поведения.
— Еда у Муавии самая жирная, молитвы Али — самые короткие, а лежать под финиковой пальмой — самое большое удовольствие,— ответил он.
***
Одному человеку каждый урок, который он учил, приходилось повторять целую неделю, чтобы запомнить его. Так, целую неделю твердил он арабскую фразу: «Сказал шейх * „Из собачьей шкуры не выделать кожи"». Через неделю он пришел к своему наставнику, и тот сказал ему:
— Прочти-ка урок. Если ты его выучил, я задам тебе новый.
Ученик прочел:
— Сказала собака: «Из шкуры шейха не выделать кожи.»
(* - Шейх — глава рода, старейшина; в переносном смысле — почтенный, уважаемый человек, старец.)