У одного простодушного человека был очень старый, тощий осел, который уже не мог работать. Но кормить его приходилось. И была у этого человека корова — толстая, красивая, дававшая много молока. Взмо­лился однажды человек:

—  О господи! Возьми от меня этого осла; сделай так, чтобы он сдох! Пусть я не буду больше на него тратиться, а то надоело уж, право!

Наутро приходит бедняга в хлев и видит: чудесная его корова сдохла, а старый осел стоит живехонек. Очень он огорчился, поднял голову к небу и воскликнул:

—  Эй, бог! Ты столько лет там наверху сидишь, всем управляешь, а до сих пор коровы от осла не можешь отличить! Я просил умертвить осла, а не корову!

***

Некий нищий безумец проходил с не­покрытой головой через селение. Солнце палило невыно­симо, и он взмолился:

—  О господи!  Прикрой мою бедную голову шапкой! Случайно какой-то мусорщик рылся как раз за забором в помойной яме. Услышал он эти слова, увидел среди мусора полусгнивший колпак и перебросил его лопатой через забор. Колпак шлепнулся безумцу на голову. Безумец снял с головы колпак, разглядел его и промолвил:

—  О господи! Если уж у тебя не было шапки получше, возьми эту, надень ее на голову твоему архангелу Гавриилу, что ли, а мне от тебя ничего не надо!

***

Один человек стал мочиться и случайно повернулся как раз в сторону кыблы (Кыбла - направление на Мекку, куда должен поворачиваться лицом мусульманин при молитвы). На него закричали:

— Перестань, не смей, это запрещено шариатом (Шариат - совокупность мусульманских религиозных и правовых норм) ! Тогда он повернулся и стал мочиться в противоположную сторону. На него опять закричали, что мочиться спиной к кыбле, мол,  тоже запрещено. Тогда он стал мочиться в сторону солнца. Ему сказали, что это хоть и не запрещено,  но  осуждается  шариатом.  Тогда  он отчаялся, стал вертеться на месте и мочиться во все стороны.

***

Мулла   Насреддин   поднялся на минбар (Минбар — род кафедры, возвышение, с которого му­сульманские проповедники обращаются к собравшимся. ) и стал произносить проповедь.

— Я воздаю хвалу творцу,— начал он,— который сотворил небо и землю за шесть месяцев.

— Мулла,— перебили его,— не месяцев, а дней.

—    Я это знаю,— ответил он,— но побоялся, что народ не поверит.

***

Учитель   спросил   бестолкового ученика, которому было уже двадцать лет:

—  Кто твой творец?

Ученик ответил после долгого раздумья:

-  Меня сотворил мой отец.

Тогда учитель задал тот же вопрос пятилетнему уче­нику и получил ответ:

-  Меня сотворил бог.

Учитель стал стыдить двадцатилетнего:

—    Не стыдно тебе? Пятилетний мальчик знает, кто его сотворил, а ты нет, хотя тебе исполнилось двадцать.

—    Прости  меня,  учитель,— ответил тот,— ведь этого мальчика сотворили  совсем недавно, поэтому он помнит своего творца, а я был сотворен двадцать лет назад и уже успел забыть.

***

Один проповедник сказал однажды вовремя проповеди в мечети:

—  Благие   дела  четырнадцати  святых  мужей  равны благим делам всех остальных людей.

Присутствовавший при этом Бухлул воскликнул:

- Или весы неверные, или хозяин весов — мошенник, иначе разум не приемлет.

***

Большая  толпа  людей  шла  в поле, ведя с собой детей.

—   Куда ведете детей? — спрашивает встречный.

—   Да вот хотим, чтобы они вымолили дождь. Говорят, что Аллах прислушивается к детским молитвам.

—   Если  бы  это  было  так,— сказал   прохожий,— на
свете не осталось бы ни одного учителя.

***

Проповедник говорил в мечети:

—  Не держите   дома   собак,   и   тогда   ангел  посетит ваш дом.

Ему возразили:

—  Пусть ангел не придет, но зато и вор не влезет.

***

Проигравший картежник вернулся домой и пожаловался жене:

-  Я играл тридцать шесть часов подряд, не спал и не
ел за это время.

—   Ты и намаза не совершал тридцать шесть часов? —
спросила жена.

—   Нет.

—   Тогда нечего удивляться, что ты проиграл.

—   Но ведь и тот, кто у меня выиграл, тоже не совершал намаза!

***

Еврею приснилось, что он поднялся нагору Синай и беседует с богом.

— О  великий  бог,—сказал  еврей,—что  значат для тебя сто тысяч лет?

— Одну минуту.

— О владыка,— снова спросил еврей,— что значат для тебя сто тысяч золотых монет?

—   Медяк.

—  Так подари же мне, о творец, один медяк,—взмолился еврей. И услышал божественный глас:

—  Подожди одну минуту.

***

 Проповедник читал на минбаре (Минбар - род кафедры, возвышение, с которого мусульманские проповедники обращаются к собравшимся):

— В раю растут гранаты с рубиновыми зернышками.

—  Я не стану их есть, можно сломать зубы,— ответил стоявший у подножия минбара Маулана Кутбаддин.

***

Однажды плешивый игрок, у которого на голове не осталось ни одного волоса, проиграл все свое состояние. Пошел он по городу, богохульствуя. Мулла с безобразной внешностью увидел его и закричал:

-  Эй, проклятый! Ты что богохульствуешь?

—  Отстань от меня! — огрызнулся тот.— Может быть, ты защищаешь бога в благодарность за то, что он сотворил тебя таким красавцем?

-  Я хоть и некрасив,— возразил мулла,— но Аллах даровал мне столько знаний, сколько у тебя волос на голове!

Плешивый снял с головы шапку и сказал:

—  Что ты на это скажешь?

***

Безумец набросился с мечом на муллу и закричал:

-  Я давно поклялся зарубить мечом муллу!

Ты ошибся,— возразил мулла,— клянусь душами пророков и всех святых, я неграмотный, я только числюсь муллой.

***

Некий шейх посоветовал казвинцу (Казвин - город между Тегераном и Рештом, расположен в плодородной местности. В фольклоре всегда выступает как город простаков, чудаков ):

-   Впредь бороду не сбривай, мусульманину это недозволено.

-   О шейх,— ответил казвинец,— у   моего   козла борода подлиннее твоей, но она не  делает  его  мусульманином.

***

Шейх произносил проповедь:

-  Если кто-либо вознамерится истратить динар на богоугодное дело, семьсот бесов начнут отговаривать его.

***

Один из слушателей сказал:

—  Пойду, пожертвую один динар, посмотрю, как шайтаны будут отговаривать меня.

Явился он домой, взял в амбаре немного пшеницы и хотел раздать бедным. Но тут к нему подбежала жена и закричала:

-  Куда ты несешь пшеницу в такой недородный год?
Наши дети останутся голодными!

Она столько наговорила, что он раскаялся и оставил пшеницу дома, а сам вернулся в мечеть. Его стали расспра­шивать, и он ответил:

—  Не знаю, что касается семисот шайтанов, но меня отговорила мать шайтана.

***

Проповедник читал с минбара:

— Если Аллах,— говорил он,— даровал человеку дочь, он тем самым открыл для него дверь в рай. Если даровал двух дочерей, то открыл две двери.

Тут один казвинец спросил его:

—   Сколько дверей ведет в рай?

—   Восемь.

—   А у меня   двенадцать   дочерей.   Куда    же    ведут остальные четыре двери?

-  Они ведут в ад,— ответил проповедник.

***

Два дехканина пришли в город и стали слушать проповедника. В это время один из них заплакал навзрыд.

-    Почему ты рыдаешь? — спросил его проповедник, прервав проповедь.

-    У меня был вожак-козел,— ответил он,— он подох прошлой зимой. Я очень его любил. У него была борода точь-в-точь, как у вас. Вот я и вспомнил его.

Проповедник надулся и спросил второго:

—   А ты почему плачешь?

—   Я не пастух,— начал он в ответ,— я погонщик ослов. Моего осла задрал волк, и ваш голос напомнил мне рев моего осла.

***

Однажды   имам (Имам — духовное лицо, руководящее молитвой ве­рующих в мечети. У мусульман-шиитов имам — духов­ный глава.) мечети  после  начальной молитвы стал читать суру из Корана: «Воистину, мы   ниспослали   Ноя...» — произнес   он,   но   дальше   за­был текст и остановился. Тут поднялся бедуин и сказал:

—  Если Ной не хочет спускаться, ниспошли другого, а нас отпусти.

***

Один человек пошел на базар купить коня. Встретился ему знакомый и спросил:

—  Куда идешь?

|— На базар, купить коня.

—   Добавь: «Если на то будет воля Аллаха».

—   Деньги   у меня в кармане, конь — на базаре. Зачем же добавлять «Если на то будет воля Аллаха»?

Но не успел он пройти и нескольких шагов, как у него вытащили кошелек с деньгами, и он вернулся домой ни с чем. Постучал в дверь.

-  Кто это? — спросила жена.

—  Я, если на то будет воля Аллаха. Я не купил, если на то будет воля Аллаха. У меня украли деньги, если на то будет воля Аллаха. Я вернулся домой, если на то будет воля Аллаха. Я твой муж, если на то будет воля Аллаха.

***

 У дехканина была нива. Выпал град и побил всю его пшеницу. На следующий год дехканин посеял свеклу, но град снова побил его посевы. Тогда он поднял лицо к небу и проговорил:

-  О великий Аллах! Ты добился своего: все посевы уничтожены. Теперь разве только ангелов пошлешь, чтобы они вырвали зубами остатки.

***

К халифу привели однажды человека, обвиняемого в ереси.

— Упаси Аллах! — вскричал тот на вопрос халифа.— Я никогда не был еретиком и не собираюсь им быть, я всегда вовремя совершаю намаз,  соблюдаю пост, страшусь гнева Аллаха.

-    Довольно! — закричал халиф.— Сейчас велю избить тебя плетьми, чтобы ты признался.

-    Ну и дела! —вскричал несчастный.— Пророк избивал людей плетьми, чтобы обратить их в ислам, а ты хочешь побоями заставить меня быть еретиком.

Халиф рассмеялся и отпустил его.

***

Бедуин  украл  мешочек  с  мускусом, и его стали ругать:

-    Если человек совершит кражу, то в день Страшного суда  Аллах  заставит его  пройти  долину  Воскресения  с украденным на шее.

-    Это не так уж плохо,— сказал бедуин,— значит, у
меня будет легкий благоухающий груз.

***

Рассказывают,   что   однажды  пошел очень сильный град. Случилось, что одна особенно крупная градина  угодила в голову  плешивого  муллы  и пребольно его стукнула. Тот со всех ног кинулся в дом, вбежал на кухню, схватил в руки пестик и закричал, обратив
лицо к небу:

-  Коли ты мужчина, попробуй, пробей-ка голову пестику, разбивать голову мне — это не дело!

***

60. Один лур (Луры — одно из племен, населяющих Западный Иран), собиравший на продажу хворост, набрал вязанку терновника, взвалил его на спину и направился к своему становищу. Дорогой он устал, сбро­сил свой груз на землю, прислонился к нему и задумался. Жизнь показалась ему мрачной, он тяжело вздохнул и воскликнул:

-  Господи, пошли мне или осла, или смерть!
Случилось так, что в это самое время большой камень сорвался со скалы и покатился в его сторону. Увидев это, лур испугался и закричал:

-  Осла-то дать не можешь, а погибель — пожалуйста,
нате вам?!

***

Один  ширазец (Шираз — главный город иранской провинции Фарс, расположенной на юго-западе Ирана) пил вино в мечети. Подошел служитель мечети и начал стыдить его. Ширазец взглянул на служителя — а тот был слепой и плешивый — и воскликнул:

— Дурак, бог ведь не оказал тебе особых милостей, что же ты так печешься о его доме?

***

Проповедник говорил с кафедры:

— Если написать в доме имена Адама и Евы — шайтан не войдет туда.

Тут перед кафедрой встал Талхак и сказал:

—  Маулана, в раю, по соседству с богом, шайтан приблизился к Адаму и Еве и обманул их. Чем же помогут нам их имена в домах?

***

Какой-то проповедник говорил:

—  Всякий раз, когда человек умирает пьяным, пьяным ложится в могилу,— он в день Страшного суда встанет из нее пьяным.

Хорасанец, стоявший тут же, воскликнул:

—  Ей-богу, за бутылку такого вина не жалко отдать сто динаров!

***

64. Реец *, гилянец ** и казвинец отправились в хадж. Казвинец был бедняк, а реец и гилянец — богачи. Едва реец коснулся кольца Каабы ***, он воскликнул:

—  Господи, в благодарность за то, что ты привел меня сюда, отпускаю двух своих рабов — Эмбара и Бунафия.

Когда гилянец взялся за кольцо, он сказал:

- В благодарность за это отпускаю Мубарака и Сангара.

А казвинец, дотронувшись до кольца, сказал:

—  Господи, ты знаешь, у меня нет ни Эмбара, ни Сангара, ни Мубарака, ни Бунафия,— но в благодарность за это я тройною клятвой**** отпускаю от себя мать Фатимы.

(* - Рей — древний город в Северном Иране, ныне не существующий. Развалины Рея расположены недалеко от современного Тегерана — столицы Ирана.

** - Гилян — провинция Ирана, расположенная на побе­режье Каспийского моря.

*** - Кааба — старинный храм в Мекке, главная мусуль­манская святыня.

Тройная клятва — мусульманская формула развода. Казвинец, пародируя обещания своих товарищей, объ­являет, что он в угоду богу разводится со своей женой, матерью его дочери Фатимы.)

***

Один лар присутствовал на проповеди. Проповедник говорил:

—  Сират *  тоньше  волоса  и  острее  меча,  а в  день Страшного суда всем надлежит пройти через него!

Лар встал и спросил:

— Маулана, а есть там перила или что-нибудь такое, чтобы держаться?

—   Нет.

—   Смеешься ты что ли? Да будь тут хоть птица — и та не пройдет!

(* - Сират — по мусульманским верованиям, мост, по которому души умерших будут переправляться в рай в день Страшного суда. Для грешников он будет тонь­ше волоса, а для праведников — широкой дорогой. )

***

Маулана Шараф ад-Дин Дамгани проходил мимо мечети. Видит, сторож бьет забежавшую в мечеть собаку,  а  собака воет.  Маулана открыл дверь, собака выскочила, а сторож начал упрекать маулану.

— Друг, не сердись, ведь у собаки нет разума, поэтому она и зашла в мечеть. Разве ты не видишь: мы, разумные, никогда сюда не заходим,— ответил маулана.

***

Один бедуин отправился в хадж. Во время тавафа (Таваф — обряд ритуального хождения вокруг Каа­бы, который совершают паломники в Мекку.) у него украли дастар (Дастар — чалма; большой платок, который можно также повязывать как кушак). Он сказал:

- Господи, я пришел в твой дом в первый раз, и ты повелел, чтобы украли мой дастар. Если ты еще когда-ни­будь увидишь меня здесь — прикажи, чтобы мне сломали шею!

***

 Один шиит (Шиит — последователь шиизма, крупнейшего толка ислама) пришел к ахунду сун­нитского (Суннит — последователь суннизма, основного, орто­доксального толка ислама. Сунниты и шииты часто враждуют между собой) толка. Едва завидев его, он начал поносить и проклинать  праведных   халифов (Праведными халифами мусульмане считают четы­рех халифов, возглавлявших мусульманскую общину непосредственно после Мухаммеда,— Абу Бакра, Ома­ра, Османа, Али). Суннит рассердился, раскричался, но шиит дал ему пять тысяч туманов (

Туман — денежная единица), и он умолк.

На другой день шиит явился снова и начал поносить халифов еще больше. Суннит разозлился, но шиит вновь уплатил ему, на этот раз две тысячи туманов, и он успоко­ился.

На третий день шиит опять пришел и пуще прежнего принялся ругаться. Когда ахунд вышел из себя, он дал ему десять шахи (Шахи — мелкая монета), и тот перестал возмущаться.

На четвертый день шиит пришел и сел, не говоря ни слова. Ахунд спросил его:

—  Что же ты сегодня молчишь, ничего не скажешь?

—  Сегодня у меня денег нет,— ответил противник сун­нитов.— Если разрешишь в долг — я поругаюсь.

***

Рассказывают,   что  во  время  битвы при    Сафине (Сафин — небольшая деревня на Евфрате, где про­исходило сражение между сторонниками Али и Муавии в 657 г.) был один человек по имени Джузийа. В час еды он являлся к Муавии (Муавия — халиф (661—680), основатель Омейядской династии), в час молитвы следовал за Али ( Али — четвертый халиф из числа «праведных». Али особенно почитают мусульмане-шииты, считающие его своим первым имамом), а во время сражения валялся под финиковой пальмой. Его спросили о причинах такого поведения.

—  Еда у Муавии самая жирная, молитвы Али — самые короткие, а лежать под финиковой пальмой — самое боль­шое удовольствие,— ответил он.

***

Одному человеку каждый урок, кото­рый он учил, приходилось повторять целую неделю, чтобы запомнить его. Так, целую неделю твердил он арабскую фразу: «Сказал шейх * „Из собачьей шкуры не выделать кожи"». Через неделю он пришел к своему наставнику, и тот сказал ему:

—  Прочти-ка урок. Если ты его выучил, я задам тебе новый.

Ученик прочел:

—  Сказала   собака:   «Из шкуры шейха не выделать кожи.»

(* - Шейх — глава рода, старейшина; в переносном смысле — почтенный, уважаемый человек, старец.)

Бесплатный конструктор сайтовuCoz